Итак, одним прекрасным утром вы поворачиваете ключ зажигания, но двигатель… не заводится. Что случилось? Сейчас, когда вы знаете устройство двигателя, вы можете понять, что мешает ему нормально работать. Причина может быть одна из трех: плохая горючая смесь, плохая компрессия или плохая искра. Есть ещё масса мелочей, каждая из которых может ухудшить работу двигателя, но вышеназванные неисправности — это «большая тройка». Сейчас мы разберем, как каждая из этих неисправностей может повлиять на работу двигателя.
Плохая горючая смесь
Плохая горючая смесь может получиться из-за того что
-
У вас закончился бензин, так что в двигатель поступает только воздух, но не горючее.
-
Засорились воздуховоды, так что в двигатель поступает горючее, но недостаточно воздуха.
-
Топливная система подает в горючую смесь слишком много или слишком мало топлива, из-за чего сгорание происходит не должным образом.
-
В топливо попали вредные примеси (например, вода), из-за которых оно не может сгорать как надо.
Плохая компрессия
Если смесь топлива и воздуха не сжать как следует, то процесс сгорания пойдет не так, как должен. Плохая компрессия может возникнуть, если
-
Поршневые кольца изношены. В этом случае горючая смесь в момент сжатия частично просачивается через поршневые кольца.
-
Впускной или выпускной клапан не закрываются герметично. Тогда горючая смесь также просачивается из цилиндра в момент сжатия.
-
В цилиндре есть дырка.
Чаще всего «дырка» в цилиндре возникает в месте, где поверхность блока цилиндров соприкасается с головкой блока. На головке блока (или более полно «головка блока цилиндров») размещается весь механизм клапанов с распределительным валом. Так вот, для более плотного прилегания поверхностей блока и головки блока, между ними помещается тонкая прокладка, а затем они жестко стягиваются болтами. Бывает, что эта прокладка разрушается, а её трещины образуют каналы, по которым воздух утекает из цилиндра, понижая компрессию.
Плохая искра
Искры может не быть или её может не хватать по нескольким причинам:
-
Свеча или провод, который идет к ней, изношен. В этом случае искра слабая.
-
Если провод оборвался или отсутствует, или система зажигания неисправна, тогда искры вообще не будет.
-
Искра возникает слишком рано или слишком поздно — система зажигания разрегулирована. В этом случае горючая смесь не будет подорвана в нужный момент.
Еще проблемы
Есть ещё несколько распространенных проблем, не связанных с «большой тройкой».
-
Если ваш аккумулятор разрядился, то у него не хватит энергии чтобы запустить двигатель.
-
Если подшипники коленвала вышли из строя, то вместо того чтобы облегчать его движение, они не дадут ему провернуться и двигатель нельзя будет запустить.
-
Если клапаны не будут открываться и закрываться в нужный момент, то горючее не сможет попасть в цилиндр, а выхлоп выйти из него. В этом случае двигатель нельзя будет завести.
-
Если кто-нибудь плотно закроет вашу выхлопную трубу, то выхлоп не сможет выходить из цилиндра и двигатель не заведется.
-
Если у вас в двигателе будет мало масла, то поршень не сможет легко скользить внутри цилиндра вверх и вниз. Двигатель в этом случае начнет внезапно заедать.
Как вы видите, правильную работу двигателя обеспечивают несколько вспомогательных систем. Мы познакомимся с этими подсистемами на следующих уроках.